ingots

Отзывы пассажиров:

10 правил, которые помогут вам сохранить свой багаж и н

News image

По статистике авиакомпаний, теряется только 1% багажа. Но вам-то разве легче, если вдруг в этот злосчастный процент попадет именно ваш чемодан? Чтоб...

Из Минска в Копенгаген с AirBaltic

News image

В апреле прилетал в Минск по делам, и как обычно перевозчиком был AirBaltic. Настало время возвращаться домой, в Данию. Рейс предстоял с посадкой в ...

Аэропорты мира:

Тегель, TXL (Берлин)

News image

Берлинский аэропорт Тегель расположен в 8 км от центра города, на северо-западе Берлина. Регулярные рейсы: «Люфтганза», «Германия Экспресс». ...

Международный аэропорт Берна, BRN (Берн)

News image

Международный аэропорт Берна расположен в 6 милях (9 км) к юго-востоку от Берна. Терминалов: 2 Поезд Поезда совершают регулярные перевозки пасс...

Чанги, SIN (Сингапур)

News image

Международный аэропорт Сингапурпа Чанги - самый красивый и экзотический аэропорт мира. Аэропорт имеет два терминала. Оба терминала практически самос...

Арланда, ARN (Стокгольм)

News image

Международный аэропорт Стокгольма Арланда расположен в 43 км к северу от Стокгольма. Терминалов: 5. Такси: Такси доступны непосредственно вне ...


Главная - Работа в авиации - Будут ли у нас свои пилоты?

Будут ли у нас свои пилоты?
Пассажирская авиация - Работа в авиации

будут ли у нас свои пилоты?

С каждым годом всё больше и больше украинцев отправляются путешествовать воздушным транспортом. Авиаперелёты постепенно возвращают себе статус явления привычного и доступного. Насколько профессиональны и обучены люди, которые их обеспечивают? И, к слову, насколько доступна для украинской молодёжи профессия капитана воздушного корабля?

Ситуацию с подготовкой лётных кадров мы попросили прокомментировать одного из наиболее компетентных в этом вопросе специалистов в Украине — заслуженного работника транспорта Украины, кандидата технических наук, профессора, академика Международной транспортной академии и Международной академии проблем человека в авиации и космонавтике, сопредседателя комиссии Международного Авиационного Комитета стран СНГ, ректора Государственной лётной академии Украины Михаила РУБЦА .

.— Михаил Иванович, вы более 20 лет возглавляете известное во всём мире высшее авиационное учебное заведение. Чего удалось достичь за эти годы?

— Действительно, созданная в 1951 году кировоградская лётная школа с годами завоевала авторитет и признание в авиационных кругах всего мира. Пройдя путь реформирования и преобразования, кировоградское авиационное учебное заведение являлось одной из основных кузниц лётных кадров Советского Союза. Тогда оно подчинялось и финансировалось непосредственно Министерством гражданской авиации СССР. Здесь была создана мощнейшая материально-техническая база, сформирована уникальная инфраструктура, учебный процесс базировался на самых передовых достижениях и технологиях. Ведь подготовка пилота была и остается процессом очень дорогостоящим. Затраты, необходимые на подготовку одного молодого специалиста, составляют порядка 80 тысяч долларов. Кроме этого, надо постоянно обновлять парк воздушных судов, обеспечивать их техническое обслуживание, содержать аэродром и службы его обеспечения, а также закрывать целый ряд специфических статей расходов.

Экономические сложности первых лет независимости Украины поставили наше уникальное учебное заведение под угрозу расформирования. Тогда мы оказались в подчинении Министерства образования и науки Украины, которое, конечно, не располагало средствами, необходимыми для финансирования лётной подготовки и её материально-технического обеспечения. То был период, сложный для всей страны, а для нашего специфического учебного заведения, я считаю, — особенно. Крупнейшие предприятия всесоюзного значения, лишаясь государственного финансирования, разорялись и прекращали свою деятельность. Мы же в критических условиях, когда деньги из бюджета поступали только на заработную плату персонала, стипендию и питание курсантов, а содержание авиационной инфраструктуры требовало регулярных колоссальных затрат, поставили перед собой задачу искать пути выживания. Коллектив вуза ценой неимоверных усилий противостоял трудностям тех лет. Любовь к авиации и преданность своей профессии стали основной движущей силой для тех, кто боролся тогда за выживание кировоградской лётной школы. Я благодарен людям, которые не предали авиационных идеалов.

Совместными усилиями нам удалось создать новые экономные механизмы для продолжения жизнедеятельности вуза. Сохранили его лётный статус, высококвалифицированный кадровый состав, бесценный опыт подготовки авиаспециалистов, уникальную материально-техническую базу.

— Оправдали ли себя те неимоверные усилия?

— Пока нам ни разу не довелось пожалеть о том, что сберегли уникальную составляющую профессионального авиационного национального образования. Как вы уже заметили, авиация Украины сегодня стремительно развивается. А одной из самых актуальных проблем этого роста является кадровый голод. На совещаниях самого высокого уровня ещё лет десять назад я прогнозировал дефицит лётных кадров и настаивал на необходимости принятия кардинальных мер, направленных на реконструкцию системы лётной подготовки. К сожалению, своевременные меры предприняты не были, а мой прогноз уже стал реалиями сегодняшнего дня.

Существующая проблема нехватки квалифицированных пилотов — это реальная угроза безопасности полётов и снижения конкурентоспособности гражданской авиации Украины. Такое положение дел не только тормозит достигнутые темпы развития гражданской авиации, но, в конце концов, способно привести к её полной стагнации. То, чем сегодня располагает Государственная лётная академия Украины, — огромный потенциал. Но полноценная его реализация возможна только при условии обновления парка воздушных судов учебного заведения новыми, современными самолётами соответствующих типов. Понятно, что бюджету Министерства образования и науки Украины решить такую задачу по-прежнему не под силу. И наше обоснованное стремление обеспечить обновление учебного самолётомоторного парка за счет государственного финансирования (стратегически важный вопрос подготовки лётных кадров категорически нельзя передавать в частные руки!) неоднократно достигало, казалось бы, логического разрешения. Так, в 2006—2007 годах бюджетным парламентским комитетом вносилось предложение о реализации целевого финансирования профессиональной подготовки летных кадров Государственной летной академией Украины в объеме 5 млн. гривен. Однако практически реализовано это предложение так и не было. В следующем году правительство продвинулось ещё дальше в вопросе решения этой актуальной проблемы. Было принято распоряжение Кабинета Министров Украины от 21 ноября 2007 года №1039 «О мероприятиях по совершенствованию подготовки летного состава гражданской авиации», которое содержало в себе, в частности, следующее: «Министерству транспорта и связи, Министерству образования и науки вместе с Министерством финансов предусмотреть во время составления проекта государственного бюджета на соответствующий год средства для учебных заведений Минтранссвязи и Министерства образования и науки с целью подготовки летного состава гражданской авиации». К сожалению, воз и ныне там. На мой взгляд, ситуация с подготовкой лётных кадров в стране уже достигла той точки своей критичности, когда промедление — смерти подобно. Следующая точка на этой кривой — уже точка невозврата: когда страна потеряет свою национальную лётную школу и будет вынуждена покупать иностранных специалистов. Но экономически это обойдётся гораздо дороже, чем своевременное вложение средств в собственную систему профессиональной подготовки. Время от времени в украинских авиационных кругах муссируются идеи создания нового лётного центра то в одном, то другом регионе Украины. Считаю это экономически абсолютно нецелесообразным, имея государственную учебно-практическую авиационную базу, созданную с учётом всех международных требований и специфических нюансов, обладающую всеми необходимыми компонентами.

— Как учёный и практик, какие вы видите пути решения проблемы дефицита лётных кадров?

— Я неоднократно высказывал своё мнение по этому поводу на совещаниях самого различного уровня. Без привлечения капитала авиакомпаний к процессу лётной практики курсантов-пилотов не обойтись. Судите сами: в те времена, когда все авиаперевозки осуществлялись единой государственной компанией «Аэрофлот», было абсолютно логичным готовить пилотов за счёт средств государственного бюджета. Пилотам-выпускникам была одна дорога в небо — с «Аэрофлотом». Сегодня на рынке авиационных услуг работает целый спектр предприятий различных форм собственности. Каждое из них желает получить на работу квалифицированного пилота, хорошо обученного и прошедшего летную подготовку. Почему бюджет Министерства образования и науки должен покрывать значительные расходы такой подготовки коммерческих кадров? Считаю, что достаточно оставить за государством механизм реализации и контроля над лётной практикой, а её финансирование переложить на непосредственных заказчиков дорогостоящей подготовки квалифицированных пилотов. Для этого нужен принципиально новый механизм взаимодействия учебного заведения по подготовке авиационного персонала, подчинённого Министерству образования и науки Украины, с авиационными предприятиями Министерства транспорта и связи. На сегодняшний день невозможно в рамках правового поля организовать финансирование лётной подготовки силами самих авиакомпаний, а реализация чисто юридической стороны такого взаимодействия нужна всем заинтересованным сторонам.

Парадокс в том, что ведущие авиакомпании Украины сегодня не только могут, но и готовы принимать участие в материально-техническом обеспечении подготовки своих будущих лётных специалистов, но существующая законодательная база просто не позволяет им этого делать. Поэтому необходимо разработать и внедрить систему договорных отношений между учебными заведениями и авиакомпаниями (авиапредприятиями) по инвестированию внебюджетных средств в подготовку лётного и инженерно-технического персонала.

Кроме того, при решении проблемы недостатка лётных кадров имеют место и особые «подводные камни». Украинских пилотов гражданской авиации поставили перед выбором — или получай заработанную лётную пенсию и прощайся с небом, или продолжай летать, не претендуя на пенсионные деньги. Многие в такой ситуации вынуждены «сойти с дистанции», предпочтя «синицу в руках». А это — опытные и квалифицированные пилоты, как говорится, в самом расцвете сил! При этом, если бы государство разрешило им летать, одновременно получая уже заработанную пенсию, многие годные по здоровью и мотивированные на лётную работу пилоты старой закалки продолжали бы приносить весомую пользу авиации Украины и безопасности её полётов. А адаптация молодых пилотов под управлением таких специалистов происходила бы гораздо качественнее и эффективнее, чем в условиях дефицита опытных кадров. В этом же контексте можно обратить внимание ещё на одну проблему — воспроизводства лётного состава. Пилот-инструктор вуза — специалист, который одновременно с безукоризненным пилотированием должен выполнять ещё целый ряд обучающих функций. От качества его работы, без преувеличения, зависит безопасность завтрашнего дня авиации. А получает он заработную плату несоизмеримо меньшую, чем его коллеги, работающие на авиатрассах. Можно ли в таких условиях рассчитывать на высокую мотивацию, а соответственно — эффективность инструкторского труда? Выходом должно стать утверждение единых социальных стандартов лётного персонала, в том числе — пересмотр системы его пенсионного обеспечения.

— Возвращаясь к академии, подготовку каких авиационных специалистов, кроме пилотов, она осуществляет?

— В своём развитии наш вуз всегда ориентировался на потребности авиационной отрасли, гибко реагируя на динамику её преобразования. Так постепенно, по мере их востребованности практикой, появлялись новые специальности. Сегодня, кроме того, что мы продолжаем изыскивать возможности и осуществлять подготовку пилотов, академия является кузницей высококвалифицированных кадров других авиационных профилей.

Это диспетчеры управления воздушным движением, диспетчеры аэронавигационного информационного обслуживания, специалисты аварийного обслуживания и безопасности на авиационном транспорте, инженеры по техническому обслуживанию, ремонту и диагностике авиационной техники, бортинженеры, менеджеры авиационных предприятий и организаций, менеджеры туристической индустрии, менеджеры международных авиационных перевозок. И отзывы о работе наших выпускников на различных авиационных предприятиях Украины и других стран мира приходят к нам только позитивные. А самой высокой оценкой их профессионализма, на мой взгляд, является то, что на момент окончания очередного учебного года к нам приходят заявки авиапредприятий на молодых специалистов различных специальностей.

— Наша беседа происходит накануне вашего юбилея. Такое событие для каждого человека — повод оглянуться на пройденный путь, сделать выводы. Вы лично как оцениваете свои достижения в преддверии своего 65-летия?

— Я посвятил свою жизнь авиации. Служил и служу ей верой и правдой на всех занимаемых мною постах и должностях. Прошёл путь от линейного пилота до ректора международной лётной школы. Даже если бы появилась возможность что-либо изменить в своей судьбе — оставил бы всё, как есть. Единственное, о чём мечтаю сегодня — увидеть то, ради чего так много и напряжённо работал последние годы: взлёт нашей академии, возвращение её былой славы как одной из лучших в мире лётных школ. Надеюсь, что здравый смысл победит, и очень скоро моя мечта станет явью.

Вел беседу Петр МЕЛЬНИК.

Автор и редакция «Голоса Украины» присоединяются к многочисленным поздравлениям, и желают летающему ректору, пилоту 1 класса, с более чем 12 тысячами часов налёта, Михаилу Ивановичу Рубцу крепкого здоровья, чистого неба, надежных крыльев и осуществления всех желаний.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Каталог авиакомпаний:

News image

Авиаэнерго (Aviaenergo)

БЕЗОПАСНОСТЬ и СЕРВИС - вот главные направления нашей работы. И наша репутация является доказательством того, что эти направления единственно верны...

News image

Трансавиа-Гарантия (Transavia-Garanty)

Акционерное общество Авиакомпания Трансавиа-Гарантия работает на рынке оказания авиауслуг в Северо-Западном регионе с 1997 года (получены лицензи...

News image

Ютэйр. Utair Aviation (P2)

В феврале 1967 года приказом Министра гражданской авиации СССР было образовано Тюменское управление гражданской авиации. Высокие темпы добычи неф...

News image

Сибирь (S7 Airlines)

Страна: Россия Вторая по величине авиакомпания России, лидер внутрироссийских перевозок Код ИАТА: S7 Код ИКАО: SBI Внутренний код: С7 Адрес: 63...

Энциелопедия авиации:

News image

СТАЛЬ-2

В относительно небольших количествах на внутренних линиях страны эксплуатировался почтово-пассажирский самолет Cтaль-2 , силовая конструкция планер...

News image

Служащие авиатранспортного предприятия

Авиапредприятиями, а в некоторых вопросах и государственными предписаниями устанавливаются определенные требования, связанные с квалификацией, опыто...

News image

Типы пассажирских самолётов

Широкофюзеляжные Боинг 747 Широкофюзеляжные авиалайнеры являются рекордсменами по габаритам среди пассажирских самолётов. Длина фюзеляжа у кру...

News image

САМ-5

Конструктор А.С.Москалев в годы первых пятилеток создал более десяти опытных, экспериментальных и серийных самолетов. В их числе были машины необычн...

Новости:

В «General Motors» анонсировали создание нового автомоб

News image

В крупнейшей американской автомобилестроительной корпорации «General Motors» анонсировали создание нового легкового транспортного средства. Так, ст...

Трансаэро получила второй Ту-214

News image

Авиакомпания Трансаэро получила второй самолет Ту-214. Как сообщает пресс-служба авиаперевозчика, авиалайнер был построен на Казанском авиацио...

Минус 5: Wizz Air снизила норму провоза багажа и увелич

News image

15 кг зарегистрированного багажа вместо 20 можно будет провозить без доплаты за сверхвес на рейсах low-cost авиакомпании Wizz Air. Новые измене...

Авиапроишествия:

Авиакатастрофы в России и СНГ в 2006 году унесли жизни

News image

Авиакатастрофы на территории России и стран СНГ в 2006 году унесли жизни 412 человек, что составляет 56% от общего числа погибших в авиакатастрофах ...

Ту-204 совершил аварийную посадку в Домодедово

News image

Самолет Ту-204, вылетевший из Москвы в Хабаровск, был вынужден в четверг вечером вернуться в московский аэропорт Домодедово, предположительно, из-за...

Авторизация

Войти