В начале 2008 г. разработанный Минфином проект правил об ответственности авиаперевозчиков должен поступить на рассмотрение правительства. ВСС подготовил альтернативные поправки в проект. Они предполагают ряд исключений в списке страховых случаев на воздушном транспорте. Такими исключениями должны стать теракты, военные действия, ядерные риски, а также нарушения правил эксплуатации воздушных судов.
Поправки в проект правил об ответственности авиаперевозчиков предусматривают снижение ответственности страховых компаний перед пассажирами.
Напомним, в начале 2008 года разработанный Министерством финансов РФ проект правил должен поступить на рассмотрение правительства.
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) подготовил альтернативные поправки в проект. Они предполагают ряд исключений в списке страховых случаев на воздушном транспорте. Такими исключениями должны стать теракты, военные действия, ядерные риски, а также нарушения правил эксплуатации воздушных судов: использование неисправного самолёта, допуск к управлению экипажа, не имеющего должной квалификации, использование для взлётов и посадки площадок, не приспособленных для воздушного судна данного класса, превышение предельных норм загрузки.
Риски, рекомендованные к исключению из списка страховых случаев, можно условно разделить на две группы, сообщил Гудку заместитель исполнительного директора страховой компании АВИКОС Максим Зарезин. (Напомним, именно президент АВИКОСа Николай Устименко, как председатель профильного комитета ВСС, предложил эти исключения.)
К первой группе, поясняет Максим Зарезин, относятся ситуации, когда страховщики не хотят оплачивать заведомые нарушения правил безопасности, допускаемые авиакомпаниями. Ведь тогда страховые компании будут, по сути дела, стимулировать нарушения, за которые впоследствии придётся платить. Это негативно скажется на и без того сложной ситуации с обеспечением безопасности полётов, убеждён представитель страховой компании.
Что же касается военных и схожих с ними рисков, - говорит Максим Зарезин, - то речь идёт не о росте расходов страховщиков и их клиентов, а о возможности компаний выполнить свои обязательства. Если бы по военным и схожим с ними рискам была введена ответственность страховщика без ограничений, вопрос немедленно перешёл бы из плоскости страхования в плоскость перестрахования. Фактически это передача рисков от одного страховщика к другому .
Для выплаты компенсаций жертвам терроризма, наверное, следовало бы создавать специальные государственные фонды, полагает Максим Зарезин. Страховые компании не в состоянии защитить своими силами граждан от рисков терактов, но никаких иных инструментов пока не предлагается, в том числе государствами ЕС.
По мнению консультанта-эксперта отдела консалтинга ООО Финэкспертиза Дмитрия Ефименко, позиция Минфина предпочтительнее, поскольку направлена на защиту прав авиапассажиров. Для застрахованного пассажира важно быть уверенным в том, что он застрахован от максимального количества рисков. Страхование от таких рисков, как терроризм, сейчас весьма актуально. Позицию ВСС, стремящегося отказаться от обязательств страховать пассажиров от нарушений авиакомпаниями норм безопасности, Ефименко не разделяет. По его мнению, нужно предпринять ряд действий, направленных на снижение таких рисков. В итоге выиграют все, но особенно - пассажиры-потребители, к чему, надеется эксперт, и стремится государство.
|