ingots

Отзывы пассажиров:

Роза Ветров. Из Киев в Москву-Домодедово

News image

Примечание редакции: на данный момент Роза Ветров прекратила осуществление рейсов Киев-Москва, отдав свою квоту авиакомпании Аэросвит . Формально...

Верхом на Utair: Харьков-Москва-Харьков

News image

С 21 по 26 августа в Москве проходил авиасалон МАКС-2007. Это событие, безусловно, нельзя было оставить без внимания. Впрочем, целью поездки в столи...

Аэропорты мира:

Шипхол, AMS (Амстердам)

News image

Международный аэропорт Амстердама Шипхол расположен на шоссе E19, 18 км от Амстердама. A10 - кольцевая дорога вокруг Амстердама. Недалеко от Шипхола...

Картаж, TUN (Тунис)

News image

Международный аэропорт Туниса Картаж (Карфаген) расположен в 8 км от центра Туниса. Кроме того в Тунисе функционируют международные аэропорты Сфа...

Международный аэропорт Копенгагена, CPH (Копенгаген)

News image

Международный аэропорт Копенгагена расположен в 8 км на юго-восток от Копенгагена. Терминалов: 3. Такси Такси стоят у всех терминалов. Плата за...

Международный аэропорт Гамбурга, HAM (Гамбург)

News image

Международный аэропорт Гамбурга расположен в 9 км на северо-запад от центра Гамбурга, между кольцевыми шоссе R2 и R3, на автостраде A433. Дорога на ...

Главная - Новости авиации России - 20 лет со дня первого полета самолета Ту-155

20 лет со дня первого полета самолета Ту-155
Новости авиации - Новости авиации России

20 лет со дня первого полета самолета ту-155

15 апреля этого года исполнилось 20 лет со дня первого полета самолета Ту-155, силовая установка которого могла работать как на жидком водороде, так и на сжиженном природном газе.

В середине 70-х годов, в связи с дефицитом мировой добычи нефти и углублением энергетического кризиса, во всем мире и, в том числе в СССР, интенсифицировались работы по применению альтернативных видов топлива в промышленности и на транспорте.

В СССР Академией наук совместно с рядом научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро была разработана программа научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по широкому внедрению водородной энергетики в народное хозяйство. В авиационной промышленности она получила название – тема Холод .

С инициативой создания экспериментального самолета, использующего в качестве топлива жидкий водород, выступил Генеральный конструктор ОКБ А.Н. Туполева Алексей Андреевич Туполев. Эта программа позволяла одновременно кардинально улучшить экологическую обстановку в стране, а также заложить основы создания гиперзвуковой и космической авиации.

В ходе разработки самолета выявилась необходимость значительного расширения объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме Холод . Жидкий водород с его высокой удельной теплотворной способностью, втрое превосходящей углеводородные топлива, с исключительной экологической чистотой оказался чрезвычайно перспективен как горючее для различных двигателей, особенно для проектов гиперзвуковых летательных аппаратов как гражданского, так и военного назначения.

В этот же период обострился дефицит традиционных видов топлива для транспортных средств (керосин, бензин), и потребовалась замена его природным газом, который для авиации наиболее приемлем в сжиженном состоянии - СПГ (сжиженный природный газ). Сниженный природный газ обладает рядом ценных преимуществ по сравнению с традиционными авиационными топливами. При нарастающем дефиците нефтяных топлив запасы природного газа составляют значительную величину, а при неуклонном росте цен на нефтяные топлива цена на СПГ всегда будет ниже. Теплотворная способность СПГ на 15% превышает теплотворную способность авиационного керосина. Применение СПГ на самолетах позволяет существенно снизить вредное экологическое влияние на окружающую среду.

Исходя из этих положений, в ОКБ А.Н. Туполева в 80-ые годы был создан первый в мире экспериментальный самолет Ту-155. С целью летной оценки возможности использования криогенных топлив на Ту-155 по сравнению с базовым самолетом Ту-154Б были выполнены следующие конструктивные изменения:

- в специально выделенном отсеке салона самолета установили топливный бак с высокоэффективной теплоизоляцией для размещения жидкого водорода с температурой -253 градусов или сниженного природного газа с температурой - 162 градусов;

- доработали топливную систему самолета;

- экспериментальный топливный комплекс включал в себя: систему подачи топлива в двигатель, систему поддержания давления в баке с аварийным предохранительным устройством, систему циркуляции, наддува бака, систему аварийного слива криогенного топлива; система подачи топлива состояла из центробежных и струйных насосов, теплоизолированных трубопроводов, криогенных агрегатов и клапанов;

- для управления и контроля работы криогенного комплекса на самолете установили три дополнительные системы:

а) гелиевую, управляющую агрегатами силовой установки;

б) азотную, замещающую азотную атмосферу в отсеках самолета и предупреждающую экипаж в случае утечки криогенного топлива задолго до взрывоопасной концентрации;

в) систему контроля вакуума в теплоизоляционных полостях; вместо штатного правого двигателя НК-8-2У установили экспериментальный двигатель НК-88, созданный в ОКБ Н.Д.Кузнецова.

В целом на самолете было установлено около 30 новых систем, что показывает глубину проведенных изменений.
Для обслуживания экспериментального самолета и выполнения испытательных работ был создан уникальный наземный авиационный криогенный комплекс. Он состоял из следующих систем:

- системы заправки криогенным топливом;
- системы пневмопитания;
- системы энергоснабжения;
- системы телевизионного контроля;
- системы газового анализа;
- системы орошения водой в случае пожара;
- системы контроля качества криогенного топлива.

Данный комплекс позволял проводить различные виды испытаний с использованием больших количеств криогенной жидкости.

Экспериментальный самолет был разработан и построен на базе серийного самолета Ту-154Б. 15 апреля 1988 года самолет Ту-155 совершил первый полет (экипаж во главе с летчиком-испытателем В. Севанькаевым).

Ту-155 прошел обширный комплекс испытаний. При этом экспериментальная силовая установка работала и на жидком водороде, и на СПГ. В ходе испытаний было установлено 14 мировых рекордов.

Всего на криогенном топливе было выполнено около 100 полетов, в том числе 5 на жидком водороде. Самолет участвовал в международном газовом конгрессе в Ницце, в авиасалоне в Берлине.

Создание и летные испытания экспериментального самолета Ту-155 обогатили отечественную науку и технику. Был приобретен опыт проектирования систем, работающих на криогенных топливах, накоплен опыт в разработке технологических процессов изготовления таких систем, удалось освоить новое оборудование и новые технологические процессы. Была создана специальная экспериментальная база для испытаний самолетов с силовыми установками, работающими на криогенных топливах, освоена новая испытательная техника и новые методы испытаний. Приобретен опыт обращения с жидким водородом и сжиженным природным газом, отработаны приемы и методы обеспечения взрывопожаробезопасности.

Полученный научно-технический задел по использованию криогенных видов топлива был использован ОКБ А.Н. Туполева в нескольких проектах самолетов гражданского и военного назначения.

Вслед за экспериментальным самолетом Ту-155 в работах ОКБ А.Н. Туполева появилась тема Ту-156, предусматривавшая создание на базе Ту-154Б и Ту-154М грузовых и пассажирских самолетов с силовой установкой на СПГ. Аналогичные проекты были подготовлены на основе новых туполевских самолетов: Ту-204/214 (Ту-204К), Ту-334 (Ту-334К), Ту-204-330 (Ту-330К), Ту-130 (Ту-130СПГ).

В ОКБ А.Н. Туполева в 70-е и 80-е годы прорабатывались и другие проекты летательных аппаратов на альтернативных видах топлива. Существовало несколько проектов Ту-160 и Ту-144 на жидком водороде - Ту-160В и Ту-144В. Жидкий водород предполагалось использовать в качестве топлива в двигателях гиперзвукового ударного самолета 360 , работы над которыми велись в ОКБ А.Н. Туполева в 80-е годы. Жидкий водород использовался как основной вид топлива в проекте воздушно-космического самолета Ту-2000, старт и посадка которого должны были производиться по-самолетному.

Руководство страны высоко оценило достижение туполевцев и всех, кто с ними работал. 15 участников работ стали лауреатами премии Правительства Российской Федерации, многие участники удостоены высоких званий и правительственных наград.
В настоящее время предпринимаются попытки полетов с использованием в качестве топлива жидкого водорода. Эти попытки выдаются за пионерские. Но первыми в истории мировой авиации навсегда останется ОКБ А.Н. Туполева, создавшее и испытавшее первый в мире самолет, способный использовать два вида топлива – жидкий водород и сжиженный природный газ.

Преемник ОКБ А.Н. Туполева – ОАО Туполев является держателем уникальных технологий в области освоения альтернативных видов топлива в авиации, за которыми, несомненно, большое будущее.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Каталог авиакомпаний:

News image

АК Международные авиалинии Украины

„Міжнародні Авіалінії України” надають послуги з пасажирських та вантажних перевезень. За час свого існування МАУ досягли усіх цілей, які були поста...

News image

Николаев-АЭРО

Авиационные виды работ Транспортные работы Перевозка пассажиров, грузов, почты Авиахимработы Обработка полей, садов, лесов от вредителей и бо...

News image

Уральские авиалинии. Ural Airlines (U6)

Деятельность авиакомпании Уральские авиалинии на российском транспортном рынке началась в декабре 1993 года. Это произошло после официального ...

News image

КрасАвиа (KrasAvia)

Государственное Предприятие Красноярского края «КрасАвиа» сегодня это: коллектив профессионалов, где каждый сотрудник гордится своим делом, облада...

Энциелопедия авиации:

News image

Типы пассажирских самолётов

Широкофюзеляжные Боинг 747 Широкофюзеляжные авиалайнеры являются рекордсменами по габаритам среди пассажирских самолётов. Длина фюзеляжа у кру...

News image

Пассажирский самолёт

Пассажирский самолёт (коммерческий самолёт, авиалайнер) — самолёт, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа. Не существует чёткого определе...

News image

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Летно-технические характеристики самолетов определяются главным образом их силовыми установками. Со времен братьев Райт в области авиации многократн...

News image

САМ-5

Конструктор А.С.Москалев в годы первых пятилеток создал более десяти опытных, экспериментальных и серийных самолетов. В их числе были машины необычн...

Новости:

Расторжение брака в Киеве

News image

При всей неприятности бракоразводной процедуры она еще требует и грамотного подхода, прежде всего в юридическом плане. Процедуру усложняют многие моме...

Аэропорт Бен-Гурион небезопасен для полетов?

News image

В международном аэропорту Бен-Гурион обнаружены серьезные упущения в области обеспечения безопасности полетов и отмечается устарелость оборудования....

Energy Diet для мужчин

News image

Не только женщины, но и мужчины хотят выглядеть мужественно и молодо в любом возрасте. Они ходят в спортзал, занимаются дома, не едят после шести. Да-...

Авиапроишествия:

Авиакатастрофа в США

News image

Самолет Beechcraft 1900 американской авиакомпании Air Midwest потерпел катастофу в международном аэропорту города Шарлотт (штат Северная Каролина)....

Пассажира самолета, летевшего из Чикаго в Вермонт, поку

News image

Гражданина США, который летел из Чикаго в Вермонт на самолете компании United Airlines, покусал скорпион. Как сообщают американские СМИ, 46-летн...

Авторизация

Войти