Первая реакция абсолютно всех экспертов, комментировавших страшную авиакатастрофу в небе над боденским озером, казалась хорошо отрепетированной: русские виноваты! . Российские самолеты - старье, российские пилоты - невежды, аппаратура на борту не работает. Добро бы, если бы обвинения эти сыпались только из уст представителей швейцарской фирмы skyguide - их хоть можно понять, им во что бы то ни стало следовало себя выгородить, причем как можно скорее. Однако независимые консультанты также предпочли держаться версии виновности русских , даже когда одно за другим стали поступать доказательства обратного. И лишь один из специалистов осмелился возвысить свой голос в защиту погибшего экипажа - хайко тиген (heiko teegen), главный редактор специализированного немецкого журнала pilot und flugzeug ( пилот и самолет ). Это интервью, записанное по телефону, он предоставил в распоряжение газеты русская германия .
Наша справка хайко тиген, 56 лет. Профессиональный пилот, 5000 полетных часов на международных авиалиниях, эксперт федерального управления воздушных трасс. В течение 21 года издает и редактирует профессиональный журнал pilot und flugzeug. Владелец двухмоторного самолета pa60.
- Господин тиген, как вам видится развитие событий, приведших к катастрофе? - тут в принципе разночтений быть не может. Два авиалайнера столкнулись на высоте 36 000 футов, один летел с юга, другой - с востока. Согласно международным правилам, самолет, зафрахтованный почтовой компанией dhl и следовавший из бахрейна в бельгию, находился на запрещенном для грузовых рейсов горизонте. Башкирский ту-154 летел правильно, в своем коридоре. - Кто же, по-вашему, в таком случае несет ответственность за эту трагедию? - мое мнение - диспетчерские службы: как швейцарская, так и немецкая, передавшая управление российским бортом коллегам из цюриха за 7,8 морских миль (14 км) до точки akabi, где произошло столкновение. Все поспешные обвинения в том, что русский самолет находился на чужом горизонте, что русская команда не знала английского языка и слишком поздно отреагировала на указания диспетчерской службы, следует отмести как ложные. Они используются лишь для сознательного обмана общественного мнения. Истинные виновники трагедии - швейцарская диспетчерская служба skyguide и немецкая dfs (deutsche flugsicherung gmbh). Впрочем, к этому же мнению склоняется и официальная комиссия по расследованию - по крайней мере, в отношении швейцарцев. О вине немецкой фирмы почему-то все молчат.
- Что заставляет вас выдвигать столь тяжелое обвинение?
- видите ли, специалисты давно уже предупреждали соответствующие службы о возможности подобного. Система сопровождения полетов в европе, в особенности в центральной европе, давно и безнадежно устарела. Такая катастрофа не случается вдруг, к ней приводит целый ряд обстоятельств. Возможность ее становится очевидной порой за полчаса до пункта х - не для пилотов, а для диспетчеров. Их аппаратура слежения позволяет засечь опасность, когда самолеты находятся еще далеко друг от друга. Диспетчеры как в мюнхене, так и в цюрихе, без всяких сомнений, могли определить возможность столкновения на экранах своих радаров за много минут до того, как стало поздно что-либо предпринимать. Они могли заметить, как два лайнера на одной и той же высоте летят к точке столкновения. В конце концов, это же они продиктовали обеим командам как коридор, так и высоту! - почему же диспетчеры не отреагировали вовремя?
- на этот вопрос их начальство придумало уже несколько уклончивых ответов. Тем не менее правилами полетов предусмотрено, что два самолета никогда не должны сближаться на расстояние меньше 5 морских миль (9,25 км), и именно диспетчерская служба обязана за этим следить. Если это правило нарушено, диспетчер уже виновен в нарушении профессионального долга. А если это нарушение приводит к катастрофе, именно он несет за нее ответственность. Он, его фирма, его государство как главный работодатель. Кто знает это правило, не станет долго плутать в поисках виновника. Другой вопрос: почему не отреагировали немецкие диспетчеры, спокойно передавшие русский самолет в 14 км от места столкновения. Но это уже тоже компетенция комиссии, я не хочу строить предположения. - Вы упомянули, что виновной может оказаться вся система сопровождения рейсов? - европейская и в особенности немецкая система безопасности полетов давно уже находится в центре критического внимания специалистов. Непригодная организация, плохо обученные диспетчеры, недостаток кадров - вот составляющие картины. За последние годы только в зоне ответственности мюнхенской службы безопасности полетов произошли 4 катастрофы - без малейших последствий. Сталкивались и падали небольшие машины, о которых едва-едва сообщали средства массовой информации. Соответственно, никаких мер по улучшению ситуации принято не было. Полетная структура немецких служб сегодня все еще такова, какой ее создали страны-победительницы сразу после второй мировой войны. - Что же, по-вашему, следует сделать, чтобы в будущем подобное не повторилось?
- мне хотелось бы прежде всего, чтобы российская экспертная делегация получила в свое распоряжение все документы, связанные с этой трагедией, и передала их российскому правительству с выводами о том, что правительства германии и швейцарии как высшее начальство фирм-виновников несут ответственность за возмещение убытков (хотя что можно возместить семьям погибших детей?). Я также очень хотел бы, чтобы это несчастье, о возможности которого специалисты предупреждали правительство множество раз, заставило наконец политиков принять меры к разработке новой системы европейской безопасности полетов. А еще мне хотелось бы, чтобы руководство виновных компаний перестало лить грязь на погибших людей и нашло в себе силы и мужество признать свою вину и позаботиться, чтобы такие трагедии больше никогда не повторялись. Если это вообще возможно в мире бизнеса.
|