ingots

Отзывы пассажиров:

Low-cost: все просто!

News image

Из точки А в точку Б с минимальными затратами и на самолете! Фантастика? Реальность, в том числе и в Украине. Бюджетные (low-cost) авиакомпании увер...

Классика или лоу-кост: тест-драйв на маршруте Киев-Льво

News image

Львов. Прекрасный город для отдыха и осмотра достопримечательностей. Архитектура европейского стиля, приветливые люди. Из Киева во Львов добраться м...

Аэропорты мира:

Линате, LIN (Милан)

News image

Международный аэропорт Милана — Линате (Milan Linate International Airport), расположен в 7 километрах от центра города, в восточной части Милана. Н...

Чек Лап Кок, ZJK (Гонконг)

News image

Международный аэропорт Гонконга открылся 06 июля 1998 года. Он был построен на искусственно созданном острове. Первоначально это был маленький остро...

Benito Juarez, MEX (Мехико)

News image

Международный аэропорт Benito Juarez расположен в 10 км к востоку от центра Мехико. Терминалов: 2. Такси В зале прилета есть стойка, где можно ...

Гэтвик, LGW (Лондон)

News image

Международный лондонский аэропорт Гэтвик - второй по величине аэропорт в Великобритании после Хитроу. Это - седьмой самый загруженный международный ...


Главная - Энциклопедия пассажирской авиации - САМ-5

САМ-5
Пассажирская авиация - Энциклопедия пассажирской авиации

сам-5

Конструктор А.С.Москалев в годы первых пятилеток создал более десяти опытных, экспериментальных и серийных самолетов. В их числе были машины необычных для тех лет схем - с треугольным стреловидным крылом минимального удлинения и истребитель-бесхвостка.
Чтобы помочь коллективу быстрее освоить производство металлических самолетов, А. С. Москалев предложил еще до полного пуска завода, в готовых цехах начать постройку опытного легкого цельнометаллического самолета. Предложение было принято. Через год самолет, сконструированный А.С.Москалевым и названный CAM-5, совершил первый полет. Машина получилась удачной. Скорость этого свободнонесущего моноплана с двигателем М-11 достигала 175 км/час.
САМ-5 - пятиместный пассажирский свободнонесущий моноплан с двигателем М-11 в 100 л. с. Конструкция - цельнометаллическая, отличалась чрезвычайной легкостью. Фюзеляж - с гладкой обшивкой толщиной 0,3 мм с продольными рифтами. Крыло и оперение - в общем по типу ТБ-1 с гофрированной обшивкой 0,3 мм. Самолет был выполнен грубовато, имелось много разных неровностей и мелких дефектов. Строили его в 1932 - 1933 гг. рабочие будущего завода. Это был первый самолет, выпущенный коллективом этого завода и притом самолет цельнометаллический.
Летные качества самолета оказались хорошими: скорость 175 км/ч при полетной массе 1100кг. Было много полетов.
В 1935 году молодой конструктор при поддержке областной организации Осоавиахима и студентов авиатехникума закончил работу над новым вариантом самолета тоже с двигателем М-11 и максимальным использованием в конструкции дерева. Машина, названная САМ-5-бис, получилась предельно легкой и весьма экономичной.
Взлетный вес моноплана САМ-5бис 1500 кг, в том числе 620 кг бензина. Большая весовая отдача - свыше 45 процентов - позволяла брать на борт в случае необходимости до шести пассажиров.
Конструкция самолета получилась простой и предельно легкой. Каркас фюзеляжа от моторамы до задней стенки кабины был обшит 2-мм фанерой, дальше полотно. Крыло - двухлонжеронное, расчалочное, неразъемное. Конструкция оперения - дерево и полотно. Самолет был выпущен в 1934 г., в 1935 г. летчик-испытатель П.М.Стефановский проводил испытания в НИИ ВВС. Самолет был рекомендован к серийной постройке как транспортный и пассажирский для местных линий. В отчете по испытаниям отмечалось, что самолет САМ-5 бис обладает хорошей грузоподъемностью, составляющей 45,7% от полетной массы, и что в этом отношении он выделяется среди других типов самолетов с М-11.
Для проверки летных и эксплуатационных качеств самолета в 1936 г. было организовано несколько беспосадочных перелетов, с успехом выполненных летчиком Н.Д.Фиксоном и бортмехаником А.С.Бузуновым: 21 сентября - перелет Воронеж - Москва - Харьков - Воронеж протяженностью около 1600 км за 12 часов; 20 - 21 октября - перелет Севастополь - Геническ - Мариуполь - Ростов - Сталинград - Астрахань - Сталинград - Казань - Горький протяженностью около 3200 км за 25 часов 05 минут. Фактически это был международный рекорд дальности. Взлетная масса составляла на старте1500 кг, в том числе бензина 620 кг. Разбег был 35 с. Летчик управлял самолетом бессменно. Конструкция блестяще выдержала перелет. Отмечалась хорошая статическая продольная устойчивость самолета. При спокойном воздухе можно было надолго бросать ручку управления, закрепив ее резиновыми шнурами в определенном положении.
Продолжая совершенствовать самолет, группа А.С.Москалева в 1937 году передала на испытания его третий вариант - САМ-5-2бис. Это был немного уменьшенный в размерах и аэродинамически улучшенный самолет, вариант предыдущего, тоже пятиместный с двигателем М-11, но со свободнонесущим крылом и оригинальным шасси. Профиль крыла Р-II 14%. Масса пустого стала 656 кг, т. е. на 76 кг больше из-за различных местных усилий и доводок. Шасси - со свободнонесущими полуосями, внутренне отогнутые концы которых опирались на резиновую амортизационную стойку, закрепленную в узле на оси симметрии самолета между параллельными стенками (из 10-мм фанеры) главного шпангоута. Такая конструкция шасси работала хорошо.
Крыло было неразъемное с бензобаками между лонжеронами за бортами фюзеляжа (вне кабины).
Улучшение аэродинамики самолета позволило при испытаниях в СНИИ ГВФ достичь скорости 204 км/ч и потолка 4280 м (ведущий инженер М.П.Могилевский, летчик В.Бородин).
23 - 24 сентября 1937 г. летчики А.Н.Гусаров и В.Л.Глебов выполнили на этом самолете беспосадочный перелет Москва - Красноярск за 19 часов 59 минут, покрыв 3513 км, что было международным рекордом дальности, зарегистрированным ФАИ.
В 1938 г. на самолете САМ-5-2 бис с двигателем МГ-21 летчик Бородин установил рекорд высоты 8000 м для многоместных легких самолетов. Летом 1939 г. летчик Б.К.Кондратьев на самолете САМ-5-2 бис с двигателем М-11ФН с нагнетателем и металлическим винтом достиг рекордной высоты 8400 м при обычной погоде и 8900 м при грозовом фронте. А.С.Москалев хотел достичь высоты 10000 м и вел работы по увеличению мощности двигателя пктем подпуска кислорода. Война помешала этому.
САМ-5-2-бис строился небольшой серией.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Каталог авиакомпаний:

News image

ОАО «Авиационные линии Кубани»

ОАО «Авиационные линии Кубани» - одно из крупнейших авиапредприятий юга России. Краснодарское авиапредприятие ведет свою историю с 1932 года. Входит...

News image

Авиакомпания ОАО Мотор Сич

Авиакомпания ОАО «Мотор Сич» является предприятием Запорожского открытого акционерного общества Мотор Сич - одного из крупнейших в мире и единств...

News image

Владивосток Авиа. Vladivostok Air (XF)

Владивосток Авиа берет свое начало в 1932 году, когда было основано Владивостокское авиапредприятие. Во время войны оно занималось перевозкой груз...

News image

Авиакомпания Аэросвит

Авиакомпания Аэросвит была одной из первых украинских авиакомпаний со смешанным капиталом, которая, начиная с 1994 года, осуществляет комфортабел...

Энциелопедия авиации:

News image

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Летно-технические характеристики самолетов определяются главным образом их силовыми установками. Со времен братьев Райт в области авиации многократн...

News image

УПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Автоматизация посадки. До конца 1920-х годов полеты, как правило, осуществлялись в условиях прямой видимости земли. Если погода портилась настол...

News image

Авиация

Авиация (франц. aviation, от латинского avis — птица), летание на аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве. В 60-е гг. 20 в

News image

САМ-5

Конструктор А.С.Москалев в годы первых пятилеток создал более десяти опытных, экспериментальных и серийных самолетов. В их числе были машины необычн...

Новости:

Европарламент призвал разрешить провоз жидкостей в само

News image

Депутаты Европарламента призвали заместителя председателя Еврокомиссии, отвечающего за транспорт, Жака Барро отменить введенные в ноябре 2006 года в...

В столкновении президентского Ту-154 и КС-135 в аэропор

News image

Государственная комиссия по расследованию столкновения киргизского и американского самолетов в международном аэропорту Бишкека признала, что в инцид...

Какая мебель считается секционной

News image

Мебель в кухне должна быть оборудована так, чтобы идеально вливаться в обстановку и при этом являться достаточно многофункциональным для того что...

Авиапроишествия:

В Багдаде разбился Ан-26

News image

На борту самолета Ан-26, разбившегося в Ираке, находился гражданин России. Всего на борту находились 29 граждан Турции, один американец, а также чле...

87 человек погибли в катастрофе MD-82 бюджетной авиаком

News image

Лайнер McDonnell Douglas MD-82 таиландской бюджетной авиакомпании One-Two-Go потерпел крушении 16 сентября при посадке в сильный дождь в аэропорту П...

Авторизация

Войти