Widow-мейкер — “штамповщик вдов”. Так именуют бывалые летчики канадский легкий вертолет “Раф-2000”. В субботу, 16 декабря, этот автожир убил в Воскресенском районе Подмосковья двоих человек — профессионального инструктора из Балашихи Михаила Стороженко и его пассажира из Брянска Владимира Гончарова. “Раф-2000” упал в поле неподалеку от деревни Городищи в 13.50. Еще двумя вдовами на земле стало больше.
— Зря он полетел на этой марке, — сетует один из коллег Стороженко из авиаклуба “Мистер Твистер”, что в Раменском районе. — Мы отговаривали Мишу, рассказывали, что машина опасная, но он нас не послушался.
Летчики — народ упрямый, особенно такие, как 50-летний Михаил Стороженко, всю жизнь посвятивший малой авиации. Когда в 80-х годах в его родной Балашихе закрыли авиабазу, он организовал свой клуб дельтапланеристов. В последние годы подрабатывал инструктором где придется. Так что опасный заказ от частного предпринимателя из Брянска — обкатать только что купленный канадский автожир — его только раззадорил. Так думают мустангеры про упрямого иноходца: “Все падают, а я его укрощу!”
Для взлета выбрали заброшенную полосу (взлетная полоса сельскохозяйственной авиации) недалеко от Воскресенска. Приехали, разложили самоделку (автожир собирался вручную по прилагаемой инструкции) и вывели на старт. Со Стороженко, чтобы поучиться управлять машиной, вызвался лететь представитель брянского бизнесмена Владимир Гончаров. В небо поднялись без проблем, но как только пошли на разворот, чтобы сделать над полосой круг, в автожире произошел. По версии МЧС, легкий аппарат перевернул резкий порыв ветра и машина упала на поле вниз кабиной. От полученных травм оба летчика погибли на месте.
Однако бывалые инструкторы сомневаются, что причиной могли быть только погодные условия. Канадские автожиры давно завоевали себе славу киллеров. Почему? Кто-то пеняет на очень строгую систему управления. В отличие от других марок “Раф-2000” не терпит никаких вольностей, — пояснили нам в “Мистере Твистере”. Но это же не докажешь нашим вольным летчикам. Вот и Михаил Стороженко не принял во внимание печальную статистику катастроф, положился только на свою сноровку. Не испугала его и погода — в субботу было ветрено, полеты на автожирах в таких условиях запрещены. В итоге загублены две жизни. Как сообщили “МК” в правоохранительных органах, есть версия, что были допущены нарушения при сборке. Впрочем, если выяснится, что автожир собирали те же Гончаров со Стороженко, то виновных в этом деле, увы, уже не будет.
У вольного летчика Михаила Стороженко не было детей, он жил в гражданском браке. Сиротой, по словам близких, остался любимый попугай летчика.
МЕЖДУ ТЕМ
В субботу днем в Ленинградской области произошла еще одна авиакатастрофа. Частный самолет “Як-18” (бортовой номер РФ0273), вылетевший из аэропорта Касимово, загорелся в воздухе и упал на стадионе военного городка близ села Нижние Осельки, в 15 км от аэропорта. На борту самолета находились хозяин воздушного судна Виктор Владимирович Попов, стажер-пилот Игорь Самылин и 14-летняя пассажирка Ксения Мишкова. При ударе об землю самолет взорвался, все находящиеся на борту погибли. Нарушений было несколько. Во-первых, наличие пассажира на легком спортивном самолете. Во-вторых, пассажиров катал пилот-стажер. Кстати, Игорь Самылин занимал пост директора управления Федеральной почтовой связи Петербурга и области. Он давно и всерьез увлекался авиаспортом.
|